«Преемственность детского сада и школы»

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                                                                                                                            В.А. Сухомлинский.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым для ребенка. Возрастает роль педагога-психолога в подготовке ребёнка к школе.

Я из своего опыта работы, хочу отметить, что важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности ребенка к школьному обучению. После проведённой диагностики можно проследить динамику в верном ли направлении мы осуществляет подготовку детей к школе.

Согласно годового плана педагога-психолога, проводить диагностику готовности к школьному обучению необходимо дважды: первичная - октябрь-ноябрь, предшествующая поступлению в школу; и повторная - апрель–май, позволяющая окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе.

Я использую в работе специальные психологические методики. Экспресс-диагностика представляет собой комплект тестов из 10 методик.

          Методика 1. Тест Керна-Йрасека. («Чего не хватает на картинках», «Узнай кто это», «Какие предметы спрятаны на рисунках», «Чем залатать коврик”, “Запомни и расставь точки», " Найди отличия».)

Методика 2. «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса)

Методика 3. Экспериментальная беседа

Методика 4. Диагностика уровня развития

произвольного внимания и произвольной памяти.

Методика 5. Тест «Шифровка».

Методика 6. Тест «Нелепицы»

Методика 7. Тест «Пространственно-арифметический диктант».

Методика 8. Тест. Последовательные картинки.

Методика 9. Тест «Аналогии».

Методика 10. Тест «Логопедический».

По результату диагностики, можно охарактеризовать интеллектуальные возможности ребенка: мотивационная готовность к школе и функциональная зрелость познавательных процессов: степень «школьной зрелости», восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, развитие мелкой моторики.

На мой взгляд, одной из ключевых – является мотивационная готовность, так как в случае её незрелости адаптация к школе у детей протекает неблагоприятно, что влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Большинство детей отвечая на мой вопрос, хотят ли они в школу, отвечают утвердительно. Однако желание пойти в школу не означает наличие мотивационной готовности - важной составляющей психологической готовности к школе. Из моего опыта работы, ежегодное обследование старших дошкольников убедительно показывает, что причин, по которым малыши хотят пойти в школу, множество. Школа привлекает детей своей новизной, а в ней практически все- и классы, и учительница, и уроки – является новым. Кроме того, туда пойдут и сверстники из детского сада, друзья по двору, с которыми можно бегать и играть. На вопрос почему вы хотите пойти в школу, ребята отвечают, что хочется поскорее стать взрослым или родители купят новый портфель и школьные принадлежности, и наконец, в школе ставят хорошие отметки, которые очень приятно получать.

Итак, дети зачастую не осознают, что учеба в школе- серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Ценность проводимой диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, а ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагога-психолога, воспитателей и узких специалистов. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

В нашем учреждении дошкольного образования согласно плану педагога-психолога, с февраля месяца проводится познавательно-мотивационный комплекс занятий для подготовки к школе в старших группах «Я иду в школу», цель которого является формирование у воспитанников мотивационной готовности к школьному обучению, развивать коммуникативные навыки, творческие способности и интеллектуальные качества. Занятия проводятся в подгруппах, число занятий 10.

Важную роль в подготовке ребёнка к школе имеет сопровождение не только воспитанников, но и их законных представителей, педагогов. С целью просвещения родителей по вопросу подготовки детей к школе, мною организованы консультации и разработаны рекомендации для родителей: «Будущий первоклассник», «Скоро в школу», «Что должен уметь ребенок перед школой». Я, как педагог-психолог принимаю участие в групповых родительских собраниях в старших группах, по запросу воспитателей.  Современные дети 5-6 лет значительно отличаются от тех, которые были даже 15 лет назад. В связи с этим достаточно актуальным остаётся консультирование воспитателей старших групп по вопросам конструктивного взаимодействия педагога с воспитанниками. В условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации особую актуальность приобретает он-лайн общение с родителями, которое в последнее время осуществляется посредством моего личного блога «Психолог для вас», где родители могут задавать вопросы и найти полезную информацию по подготовке к школе. 

 Список используемой литературы

 1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина.

 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002.

4. Галеева Н. Л.Образовательная технология ИСУД

Реализуем требования ФГОС и профессионального стандарта педагога.-М.,2017.-220 с.

       5.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-М.: Компенс – Центр, 1993.

– 176 с.

6. Лидерс А.Г. Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу: руководство к тесту Герхарда Витцлака. – Москва – Обнинск, 1998. – 16 с.

7. Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы./сост. Балашова Е., Ковязина М., Генезис, 2014 – 72 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш.пед.учеб.заведений. В 3 кн.: Кн.3: Эспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе – М., 1999.

10. Пахомова И.Ю., Овчарова Р.В. Экспериментальные материалы и система оценок. – М., 1993

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.

12. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство по определению готовности к школе. – Спб.: ГП «Иматон», 1999. – 178 с.

13. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников.- Спб.: Речь, 2003. – 384 с.

Комментарии