Как правильно
хвалить ребенка!
Прежде всего, скажем о
том, что хвалить ребенка необходимо! Люди, занимающиеся
воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду, что начинать любое
дело надо с чувством успеха (это справедливо не только в отношении детей, но и
взрослых). Ощущение успеха должно проявляться не только в конце, но быть и в
начале действия. Создание условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска,
преодоления, представляет собой особую задачу для профессионального педагога.
Однако каждый воспитатель должен ежедневно и ежечасно
самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие
стороны его поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком
(рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать повод к положительной
оценке личности ребенка.
Похвала не за труд, не
за усилие, а всего лишь за н"Если вы не знаете, за что похвалить
ребенка, придумайте это!" - резонно советует в книге
"Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что здесь
должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности. Нечто
подобное фигурирует во "взрослой" социальной психологии под именем
"авансирование доверием", что обусловливает значительный личностно и
профессионально развивающий эффект. Техника "интенсивной
психотерапии" в работе с взрослыми людьми, прежде всего, основана на вере
в возможности роста личности.
А теперь о том, как хвалить НЕ
следует:
1. Вредно, если хвалят
ребенка за то, что ему дается легко, за то, что ему дано самой природой
аличие способности не дает ничего, что действительно было бы необходимо
ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при ее повторении.
Повторение похвалы без необходимости
действует как наркотик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается
чувством своего превосходства над другими, а если не приучен к труду,
реализующему его способности, то может не состояться как личность: эгоцентризм
полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Их
прекращение вызовет тот хронический дискомфорт, из которого рождаются зависть,
мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие
тягостные атрибуты эгоцентризма, несостоявшегося "гения".
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в
пример тем, кому это же дается трудно, вопреки усилиями.
Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример
первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки
усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует психику
ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. А
противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого
несправедливо хвалят.
Напротив, оно только отодвигает их друг от друга,
угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует нездоровое
соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а эгоцентрические
тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от тех видов
деятельности, которые не гарантируют успеха.
3. Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и
неискренне
Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и способствует
бездумному отношению к тому, что исходит от старших. Наблюдая за детьми, за их
старшими, вы сами сможете увидеть и другие вредности необдуманной похвалы.
4. Важно хвалить конкретный поступок ребенка, то, что он сделал, чего
добился, а не его личность в целом.
Иначе можно сформировать у него
слишком большое самомнение и необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если
в дальнейшей жизни ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не
так высоко, как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Вообще, чрезмерная
похвала родителей воспитывает в ребенке истероидные черты характера в виде
чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном признании его личности.
Психологи считают, что оценка ребенком своей личности складывается из двух
моментов: из того, что мы говорим детям, и из того, что ребенок сам, на
основании наших слов, заключает о себе.
Принимая на вооружение
рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, - необходимо учитывать при
этом возраст детей. Ученые-психологи, безусловно, правы, что оценка
складывается из двух указанных компонентов. Однако для того чтобы ребенок смог
на основании оценки взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, по
крайней мере однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности
(хотя бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: "А я
молодец!"). Дошкольное детство - время, когда позитивные оценки личности в
целом педагогически оправданны.
Комментарии
Отправить комментарий