Для Вас, педагоги!!!

Формирование культуры общения у детей и взрослых в условиях инклюзивного образования.


В условиях модернизации современного образования, введения новых стандартов, стремления перевести сознание подрастающего поколения на духовно-нравственные ориентиры актуализируется идея гуманизации и равных образовательных возможностей. Именно идеи гуманизации, индивидуализации привели к появлению в новом Законе об образовании положения о праве ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей самостоятельно определять форму получения образования и образовательное учреждение.  В любом дошкольном учреждении будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Дети с ограниченными возможностями в определенном смысле находятся в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети, несмотря на усилия, принимаемые семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, все-таки оказываются неподготовленными к включению в социально- экономическую жизнь. Поэтому успешно «включить» их в социум, создать универсальную без барьерную среду, которая позволит обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательное учреждение, подарить обществу полноправного члена и призвано инклюзивное образование.



Актуальность 

развития инклюзивной культуры определяется пониманием современных тенденций в образовании, направленных на внедрение опыта инклюзивного образования, требующего реструктуризации культурно-образовательного пространства детского сада, обеспечивающей право каждого ребенка на полноценное образование вне зависимости от его адаптивных возможностей, личностных психофизических особенностей развития, национальности. Процесс образовательной и социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания, это возможно при правильной организации воспитательно-образовательного процесса и должно рассматриваться как неотъемлемая часть стандартов общего образования. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника– слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь». Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. Среди учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата выделятся категория детей (с учетом особенностей и возможностей овладения ими учебным материалом): дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие психическое развитие, близкое к нормальному. Эти дети успешно справляются с обучением по адаптированной массовой программе.



Цель деятельности дошкольного  образования в данном направлении— создание и развитие инклюзивной культуры: построение детского сообщества, принятие инклюзивных ценностей путем преобразования (модификации) в образовательном учреждении оптимальной действующей программы воспитательной работы и развитие направлений деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детей с нарушениями ОДА, с целью формирования у них социально-адаптивного поведения, отвечающего потребностям социума, реализующего принципы инклюзивного образования.

Главное направление в инновационной деятельности дошкольного образования  «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушениями ОДА в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», включение детей с ОВЗ в жизнь через общение, формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства.

Таким образом, создать в дошкольном учреждении единую систему ценностей инклюзивной культуры, или описать ее – непростая задача. Тем не менее, вне всякого сомнения, для инклюзивных дошкольных учреждений векторы формирования инклюзивной культуры в направлении реализации принципов сопричастности, сотрудничества и равенства являются приоритетными. Для детского сада с инклюзивным подходом в обучении особенно характерна атмосфера тепла и заботы; это здание, где принимают каждого воспитанника. В таких учреждениях сильно чувство принадлежности к коллективу, тесны социальные связи, здесь большое внимание уделяется заботе об окружающих. Инклюзивная культура не возникает спонтанно, а является результатом усилий по внедрению в детскую жизнь таких ценностей, как коллективизм и равенство.  Инклюзивное образование - не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования вообще – и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. От полного отрицания самой возможности обучения детей-инвалидов просвещенное человечество пришло в свое время к весьма прогрессивной идее специального (коррекционного) образования, позже – к модели интегрированного обучения, и в последние годы – к проекту инклюзивного образования, позволяющего включать особенных детей в обучение вместе с нормативно развивающимися сверстниками.

Практически во всех развитых странах мира, принявших и реализующих этот новый образовательный подход, инклюзия рассматривается не только как подарок общества – некое образовательное благо для детей с ОВЗ, хотя и это – уже немало. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей воспитывает, кто развивается вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.

Комментарии

  1. Тема толерантности всегда актуальна, особенно в современном обществе. Здорово, что об начали чаще говорить и в детском саду проводятся специальные мероприятия с детьми, педагогами и родителями

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий